Семь баллов из ста возможных – такая оценка уровню свободы граждан выставлена оккупированному Крыму одной из авторитетнейших международных правозащитных организаций Freedom House. Эта организация исследует демократию, наличие политических свобод и соблюдение основных прав человека в мире.

Недавно организация опубликовала очередной глобальный Отчет о политических правах и гражданских свободах, в котором оценивается уровень доступа людей к политическим правам и гражданским свободам в 210 странах и территориях.

Отдельный раздел в этом отчете посвящен Крыму. Он подготовлен Крымской правозащитной группой.

По результатам этого отчета оккупированный Россией Крым получил 7 баллов, что соответствует уровню «несвободный». Полуостров отказался в весьма «теплой» компании: такую же оценку заслужили Северная Корея, Сирия, оккупированные Россией отдельные территории Донецкой и Луганской областей, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея, Туркменистан, Эритрея, Тибет и Сомали.

Оккупационная власть Крыма жестко ограничивает политические и гражданские права, блокирует на территории полуострова доступ к независимым СМИ, применяет российское антитеррористическое законодательство для политического преследования граждан, не согласных с действиями оккупационных властей. Многие украинцы депортированы или вынужденно покинули Крым“, – говорится в отчете.

В отчете также сказано, что для притеснения прав и свобод граждан оккупационная власть Крыма использует и неблагоприятную эпидемическую ситуацию, связанную с пандемией COVID-19. В частности, под предлогом защиты населения запрещаются массовые мероприятия (митинги, памятные акции по случаю некоторых знаменательных дат). Но пандемия и карантин не помешали оккупантам провести в июне прошлого года военный парад и шествие «бессмертного полка». Также проводятся всевозможные «патриотические» акции под патронатом оккупационной власти.

В отчете также сказано, что в сентябре 2020 года крымские медики обвинили оккупационную власть в искажении предоставляемых ею отчетных данных о заболеваемости COVID-19 и смертности от осложнений. Проще говоря, данные медицинской статистики существенно занижаются и в таком виде обнародуются в официальных отчетах.

Практически по всем показателям, характеризующим доступ людей к правам и свободам, оккупированный Крым получил низшие баллы. На полуострове отсутствует свободная пресса, нет даже намека на политический плюрализм. В отличие от России, где оппозиция хоть и в условиях жесткого прессинга, но действует, в Крыму прокремлевские взгляды не просто доминируют, а безраздельно властвуют, делая таким образом невозможными любые формы политической жизни. Ведь без разных точек зрения и без дискуссии политика немыслима даже на региональном уровне.

В глобальном Отчете Freedom House о политических правах и гражданских свободах также идет речь о полном отсутствии в Крыму свободы слова и свободы прессы:

«Журналисты в Крыму рискуют подвергнуться преследованиям, аресту и тюремному заключению за выполнение своей работы. Строго ограничена свобода собраний. Публичные мероприятия не могут проводиться без разрешения властей».

В отчете идет речь о фактах, имевших место в 2020 году. Но и сейчас ситуация не лучше. Как известно, в Крыму недавно задержан внештатный сотрудник «Радио Свобода» Владислав Есипенко. В суде он заявил, что в СИЗО Симферополя его пытали током. Решением «Верховного суда Крыма» журналиста оставили под стражей до 11 мая. На заседании суда он отказался от предоставленного оккупационной властью адвоката Виолетты Синеглазовой, участие которой в процессе ограничивалось только присутствием на заседаниях, да и то не на всех.

Крым также признан территорией религиозной несвободы. В прошлом году двое прихожан запрещенной в России церкви «Свидетели Иеговы» осуждены на шесть лет каждый за религиозную деятельность. Кроме того, стоит вспомнить, что в обнародованном в декабре 2020 года отчете Крымской правозащитной группы идет речь о 69 крымских татарах, осужденных оккупационными «судами» за «исламский экстремизм».

Оккупированный полуостров также признан территорией личной несвободы.

«По имеющимся сообщениям, ФСБ поощряет местных жителей доносить на лиц, высказывающихся против аннексии Крыма, а атмосфера страха и запугивания значительно способствует избеганию обсуждения политических вопросов в частных разговорах. Известно, что власть осуществляет мониторинг комментариев в социальных сетях. ФСБ часто открывает уголовные производства против лиц, критикующих оккупацию и притеснения крымских татар», – сообщается в отчете.

Для крымчан, критически относящихся к оккупантам, такая ситуация – не в диковинку, и для них она не стала неприятным сюрпризом. Но люди, радовавшиеся в 2014 году «возвращению в родную гавань», насколько сейчас довольны превращению своей малой родины в Северную Корею или в Самали?

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я