23 января во временно оккупированном Севастополе на площади Нахимова — на том самом месте, где началась «крымская весна», состоялся первый митинг против президента России Владимира Путина и в поддержку главного оппозиционера соседней страны Алексея Навального.

Теперь молодежь скандировала там не «Крым — Россия — навсегда», а «Жулики и воры, пять минут на сборы». Это не понравилось оккупационной власти полуострова. В итоге 11 участников акции задержали, 9 из них были арестованы по административным статьям. Последний из задержанных покинул “изолятор” 30 января.

Российской «Новой газете» удалось пообщаться с побывавшими под арестом участниками акции, чтобы понять, почему они решили протестовать в городе, доселе считавшимся одним из самых лояльных оккупационной власти.

Причины, побудившие севастопольцев выйти на улицу издание описывает разочарованием в российских властях на полуострове, которое накапливалось довольно долго.

Сначала пришло осознание, что московских зарплат в Крыму не будет, что зарабатывать 25 000 рублей в месяц — норма, а если получаешь больше 40 000 (чуть больше $500) — должен быть счастлив. Затем оказалось, что не будет и социальных лифтов: «теплые» места распределились между бывшими представителями украинской элиты, между приближенными “главы” Крыма Сергея Аксенова, а в Севастополе — и вовсе между приехавшими «с материка» назначенцами”, – пишет издание.

МАКСИМ РОЗУМ, 30 ЛЕТ, КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ СЕВАСТОПОЛЯ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕТИТОР, DJ:

Максим Розум на акции. Фото из личного архива

Я вышел не столько поддержать Навального, сколько выступить против неправомерных действий “властей” и просто пообщаться с людьми.

Я очень люблю свой город и готов за него биться. У меня вагон и маленькая вагонетка претензий к федеральным и местным “чиновникам”.

Если говорить о России в целом, то посмотрите: [в ней] только 1% оправдательных приговоров, политзаключенные, ужесточение законов. При этом сами власти законы нарушают. Пенсионная реформа, постоянный рост налогов, поправки к Конституции, масса продажных СМИ и отсутствие свободы слова. Всего с ходу не перечислишь. Экология: из Байкала выкачивают воду, в Сибири вырубают лес и везут в Китай. Только за последний год — экологические бедствия в Норильске и на Камчатке. И никто за это не ответил! У нас в Балаклаве целая бухта загрязнена: всплывает мертвая рыба, дельфины. И я чувствую, что и за это отвечать никто не собирается. В Севастополе постоянно растет безработица, у большинства людей зарплата нищенская. Моя мать работает в госпитале, зарабатывает меньше 20 000 рублей. Разве можно на это нормально жить? “Чиновники” получают по 300–400 тысяч в месяц, а обычные люди еле сводят концы с концами.

За последние семь лет в Севастополе крайне ухудшилось отношение к президенту и российским властям.

Люди думали, что папа Путин все сделает. Он старается, чтобы Россия выглядела как сильная военная держава, ядерное оружие, все дела. А о народе никто не задумывается.

“Глава” Севастополя Развожаев… вот нет таких результатов его работы, чтобы я сказал: «За это ему респект». К митингу, собственно, и привело то, что севастопольские “губернаторы”, которых направила Москва, нормально не работают...

ДИНА (ИМЯ ИЗМЕНЕНО):

Я родилась в Севастополе. Живу здесь, учусь, работаю и плачу налоги. Никогда не была замечена в противоправных действиях. Местные СМИ и паблики называют нас «навальнятами», а я между тем расследование Навального посмотрела второй раз в жизни. Первое было «Он вам не Димон».

Я не особо интересуюсь политикой, знаю, что Навальный оппозиционер, у него есть жена Юля и что он делает неплохие расследования.

Когда я посмотрела видео про дворец Путина, была очень возмущена и, наверное, окончательно потеряла веру в президента.

…«Крымская весна» произошла, когда я была подростком. Мы тогда слушали родителей и думали, что все это правильно. Что не будет войны.

Мы думали, что Севастополь будут развивать, как город “федерального значения”. Что здесь, наконец, появятся крупные торговые сети.

А теперь у нас нет даже «Магнита»! Нет нормальных банков.

Я получаю меньше 20 000 в месяц, а цены — очень высокие. Хочется нормальных цен, адекватных зарплат, хотя бы соизмеримых. Пусть у меня остаются те же 18 000 рублей в месяц, но хлебушек будет стоить 10 рублей, а не 35. Ну как смотреть спокойно на все эти ершики, когда у нас перспектив тут нет?

Фото: Подслушано в Севастополе / «Вконтакте»

Да, мы кричали лозунги. Водили хоровод, уже под конец осмелели и начали кричать «Путин — [ст. 158 УК РФ]». Там было много провокаторов, особенно выделялся один, который вырывал плакаты. Потом случилось роковое «пройдемте». Мне не предоставили адвоката, сказали, что есть показания нескольких свидетелей, которые видели, как я кричала «свободу Навальному», и поэтому я должна подписать протокол об участии и организации митинга. Я подписала, так как думала, что нас тогда скорее отпустят. Но меня арестовали.

В “суде” говорили, что есть показания свидетеля. В “отделе” пытались просмотреть мой телефон. Самое неприятное было в “спецприемнике”, таскали на допросы, говорили, что мы все просто глупые дети и не понимаем, что делаем. Что Путин вообще молодец, а Навальный предатель. И это делал каждый “полицейский”, который заходил туда. Некоторые говорили, что у родителей будут проблемы на работе, кому-то угрожали отчислением. Подходили люди не в форме, фотографировали, задавали вопросы. Почему-то спрашивали, знаю ли я игры «Синий кит» и «Тихий дом».

И никто не представлялся. В “спецприемнике” не кормили, хорошо, что у меня с собой был небольшой перекус… Я думала, что уже все, но в последний день меня вызвали на допрос. Увели куда-то в подвал, там была железная клетка, меня туда посадили и стали допрашивать несколько человек в штатском. Я так поняла, что это были «эшники», “уголовный розыск” и “ФСБ”.

Они все по очереди пытались мне сказать, что Навальный говномут, а Путин дворец построил не для себя, а для народа, что это госсобственность, и если я стану президентом, то тоже буду там жить.

Они спрашивали меня, что я знаю о Навальном и Конституции, и говорили, что все эти поправки нам на пользу. Сначала меня пытались надоумить, а потом спрашивали, кто организатор. Показали бумажки из чата «Свободный Севастополь» и сказали, что у них есть «выписки на всех». Просили сдать друзей. Когда они начинали давить, я плакала. «Тебя выгонят, твою мать уволят, ты что, хочешь, чтобы она осталась без работы и пенсии? Кто будет вас кормить?» Они давили на семью, а потом просили рассказать про своих друзей. Раньше “фээсбэшников” я видела только в фильмах…

Акция 23 января 2021 года. Фото: Юрий Югансон / фейсбук

Еще в 2015 году население Крыма демонстрировало громадный уровень поддержки Владимира Путина и «Единой России». Заявления о готовности терпеть «камни с неба» ради светлого будущего звучали серьезно. Но плата за это оказалась слишком высока. Российские реалии оказались совсем не такими, как показывали по федеральным каналам.

“Сильнее всего по настроениям жителей полуострова ударил тотальный передел собственности”, – утверждает “Новая газета”.

Второй фактор недовольства — рост цен. Любой, кто отдыхал в Крыму до 2014 года, помнит: ценники на продукты, медикаменты, одежду были как минимум на 20% ниже, чем в России. Сегодня картина обратная: цены на базовые продукты на полуострове на 30% выше московских.

Третий фактор — проблемы для бизнеса. Малый и средний бизнес из-за экономической блокады находится на грани выживания и часто не выживает. Привычная для крымчан туристическая отрасль — в упадке. До 2014 года 70% туристов в Крыму составляли украинцы, теперь они на полуостров не едут, а россияне по-прежнему предпочитают Турцию и Краснодарский край. Для развития предпринимательства оккупационная “власть” Крыма годами обещают построить индустриальные парки. Ключевое слово — обещают.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я