В первом полугодии 2017 года на юге Российской Федерации и в аннексированном Крыму у местных жителей было зарегистрировано 4 726 новых случаев ВИЧ-инфекции.

«Проблема со СПИДом в Крыму стоит очень остро. И с каждым годом всё становится только хуже. Приход России никоим образом не изменил ситуацию к лучшему, скорее, наоборот, – утверждает врач одной из больниц Симферополя, попросившая не указывать её имени. – Я знаю больных, которые пытались получить нужную им медицинскую помощь в Краснодарском крае. Но оказывать её бесплатно им там отказались. В Крыму же с этим непросто: штат врачей сокращается, а пациентам часто приходится простаивать в бесконечных очередях».

О проблемах с получением медицинской помощи для ВИЧ-инфицированных крымчан всё больше говорят не только украинские, но и сами крымские медиа. С доступом к актуальной статистической информации дела обстоят ещё хуже. Даже существующее на полуострове «государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Центр профилактики и борьбы со СПИДом» на своей официальной странице может предложить лишь данные за 2016 год. 

После того как Россия разрушила устоявшуюся схему лечения и профилактики ВИЧ в Крыму, пациентам приходится искать выход самостоятельно. Часть из них вынуждены отправляться за медицинской помощью на материковую Украину. Именно так поступать рекомендует и глава правления общественной организации «Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ» Дмитрий Шерембей. «В Украине очень хорошо работают программы обмена шприцов, заместительная терапия, реабилитации. В Крыму сегодня ни одной из этих программ нет. В России бюджет на борьбу с ВИЧ мизерный, а вероятность перехода эпидемии в необратимую фазу растет с каждым годом», – отметил он в недавнем интервью для радио Крым. Реалии.

Об отсутствии возможности пройти бесплатные анализы на СПИД по программе обязательного медстрахования в российских реалиях заявляет и «и. о. заместителя главврача по медицинской части крымского Центра профилактики и борьбы со СПИДом» Татьяна Богатырева. Она объясняет наличие таких проблем недостатками федерального финансирования программ помощи ВИЧ-инфицированным.

Татьяна Богатырева так же обращает внимание на то, что в Крыму отмечается “настораживающий рост тенденции к увеличению количества заболеваний СПИДом среди социальных групп, относящихся к благополучным”. Иными словами, заболевание мигрировало в нормальные семьи, им болеют нормальные, социально устроенные люди. Раньше же, распространение заболевания все больше отмечалось среди наркоманов, мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами (МСМ), женщин, вовлеченных в секс-бизнес, иных декласированных элементов.

Учитывая небрежность, с которой власти России относятся к отслеживанию статистики по СПИДу и ВИЧ-инфекции, а также, противодействию заболеванию (в первую очередь на территории Крыма), мы попытались отыскать эти данные сами. Получить их удалось в справке «Южного окружного центра по профилактике и борьбы со СПИДом», расположенного в Ростове-на-Дону.

Он является структурным подразделением ФБУН «Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии» Роспотребнадзора.  Справка подготовлена на основании данных, предоставленных территориальными центрами по профилактике и борьбе со СПИДом на юге России и аннексированной АР Крым и публикуется впервые.

«Число россиян, живущих с ВИЧ/СПИД, по состоянию на 30.06.2017 на Юге России1 составляет 56 320 человек (показатель поражённости 214,9 на 100 тыс. населения).

Наиболее пораженными субъектами являются:

– АР Крым (557.1 на 100 тыс.);

– г. Севастополь (485,1);

– Волгоградская область (375,9 на 100 тыс.).

Наименее пораженными:

– Республика Дагестан (65.9);

– Республика Калмыкия (71.6);

– Кабардино- Балкарская Республика (79,6).

За первое полугодие 2017 года на Юге России среди местных жителей было зарегистрировано 4 726 новых случаев ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости составил 18.0 на 100 тысяч населения. На территории АР Крым, г. Севастополя, Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского края указанный показатель был выше, чем в среднем по югу России, а в Республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках, а также Астраханской области не превышал 10.0 на 100 тыс. В Республике Калмыкия зарегистрированы единичные случаи ВИЧ-инфекции.

В первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на Юге России показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией вырос на 6.6 % (таблица 2).

Охват обследованием на ВИЧ-инфекцию населения на юге России (и АР Крым) в первом полугодии 2017 года составил 9,2 протестированных образцов на 100 человек. Более серьезно к изучению проблемы отнеслись в 6 субъектах юга России: Республике Северная Осетия – Алания (15.4), Волгоградской области (12.7), Республике Ингушетия (11,9), Астраханской области (11.7), Республике Калмыкия (10,5) и Краснодарском крае (10.3).

В первом полугодии 2017 года по сравнению с первым полугодием 2016 года охват населения обследованием на ВИЧ-инфекцию на юге России (и АР Крым) вырос на 13.9 % (таблица 3).

Высокие темпы прироста этого показателя отмечались на территории Республик Северная Осетия (в 2.1 раза) и Калмыкия (в 1.4 раза), а также Краснодарского края (в 1.3 раза). Существенное снижение объемов тестирования зарегистрировано в Кабардино-Балкарской Республике (в 2.1 раза).

Результаты сопоставления данных отчетов по форме № 4 и персонифицированного учета больных ВИЧ-инфекцией, позволяют сделать вывод о том, что рост показателей заболеваемости на территории Республики Северная Осетия-Алания, Краснодарского края и Волгоградской области является следствием роста показателей тестирования населения на ВИЧ. Однако, в Республиках Дагестан, Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкесии и Ростовской области в первой половине 2017 года прирост показателей заболеваемости в большей части обусловлен активизацией эпидпроцесса.

Ведущими факторами эпидемиологического риска заражения на юге России в первом полугодии 2017 года были «незащищенные» гетеросексуальные контакты с ВИЧ-инфицированными половыми партнерами и нарушение правил проведения инъекций при немедицинском употреблении наркотиков путем внутривенного введения.

Полученные данные указывают на то, что первое полугодие 2017 года на юге России (и АР Крым) ознаменовалось фиксацией следующей угрожающей статистики заболеваемости СПИДом:

– увеличение доли заразившихся при «незащищенных» половых контактах гетеросексуального характера от общего числа ВИЧ-инфицированных с установленными поведенческими факторами риска заражения до 55.8 %;

– заражение СПИДом при внутривенном введении наркотиков составило 39.0 %;

– ВИЧ-инфекция была диагностирована у 73 мужчин, имеющих секс с мужчинами и 49 детей, которые заразились ВИЧ в результате реализации пути передачи «от матери ребенку» (таблица 4).

– рост удельного веса новых случаев ВИЧ-инфекции у лиц, практикующих потребление инъекционных наркотиков с 38.6 % (2016) до 39.0 %;

– рост удельного веса новых случаев ВИЧ-инфекции, связанных с «незащищенными» гетеросексуальными контактами снизился с 56.8 % до 55.8 % (таблица 5).

– интенсивный рост ВИЧ-позитивных лиц среди находящихся в местах лишения свободы (в 1,4 раза) на юге России (и АР Крым);

Таким образом, на юге России и АР Крым в первой половине 2017 года наблюдалась территориальная неравномерность развития эпидпроцесса, увеличилось общее число людей, живущих с ВИЧ. На территории большинства субъектов РФ (особенно АР Крым) сохранялся рост показателей заболеваемости. В некоторых субъектах РФ произошла активизация эпидпроцесса среди потребителей инъекционных наркотиков».

Очевидны попытки российских властей скрыть ряд показателей заболеваемости ВИЧ инфекции среди населения Юга России в целом и на территории Республики Крым в частности. Крымчане за несколько лет жизни по российским законам становились жертвами политических, экономических и социальных перемен, которые неведомы населению на материке. Борьба со СПИДом не стала исключением. На фоне громких заявлений властей РФ о «возвращении полуострова в родную гавань» получается, что о возвращённом в эту самую «гавань» Крыме всё чаще забывают и не обращают особого внимания об имеющихся там проблемах.

(1 – Юг России – территория, на которой расположены 8 субъектов Южного федерального округа (Республика Адыгея, Республика Калмыкия, аннексированная Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, аннексированный г. Севастополь) и 7 субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республик, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край).

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я