«Наши дети приехали, мои вы хорошие!» – прервав наш разговор на полуслове, приветствует подошедших к нам жителей Крыма руководитель общественной организации «Шторм» Елена Антонова. С ней мы встречаемся в Херсоне, куда она приехала с небольшой группой крымчан, желающих оформить свидетельства о рождении, о браке и паспорта граждан Украины. Встречаемся вечером, когда вся группа потихоньку собирается в кафе, чтобы потом вернуться домой в Крым.

Вот уже больше двух лет Елена со своими единомышленниками помогает землякам с оккупированного полуострова в оформлении документов на материковой Украине. По ее словам, за это время удалось помочь примерно полутора тысячам человек. Она убеждена, что все граждане Украины должны думать о том, как найти возможность помогать крымчанам, как облегчить им жизнь вместо того, чтобы искать удобный повод отказывать им в поддержке.

«Я живу в Евпатории, – рассказывает Елена. – Когда в 2014 году в Крыму всё началось, это было просто уму непостижимо. До сих пор не понимаю, как такое могло произойти в 21-ом веке. Но даже в условиях оккупации мы обязаны оставаться гражданами своей страны. Это задача №1. Потому что как только мы перестанем идентифицировать себя украинцами можно будет сказать, что враг сделал свое дело. Однако и во время оккупации рождаются дети, люди выходят замуж. А я стараюсь им помочь. Я как внештатный солдат необъявленной войны».

Жители Крыма в разговоре со мной не раз признавались в том, что не имеют ни малейшего представления, как им оформить те или иные документы на материковой Украине. Информацию об этом на полуострове, действительно, получить непросто поскольку многиеукраинские сайты там блокируются. Как крымчане выходят из этого положения? И как их принимают украинские чиновники?

Проблема с отсутствием информации в Крыму действительно существует. Информации там очень мало, она достаточно однобокая и не обновляется. Чаще всего крымчане передают её из уст в уста. Кто-то поехал в украинский паспортный стол, его там приняли, и он об этом рассказывает другим, за ним едут другие. Но бывает, что кому-то везёт меньше и их не принимают, отправляя домой: приезжайте, мол, в следующий раз.

Проблема в том, что в Украине нет структурированной работы в отношении жителей оккупированной территории. Каждый ЗАГС или управление миграционной службы работает по своему усмотрению. Хотя в большей части крымчан и обслуживают нормально, имеют место исключения. К примеру, в Белозёрском районном секторе Государственной миграционной службы (ГМС) не раз приходилось сталкиваться с ужасными ситуациями и я не раз просила руководство управления ГМС в Херсонской области повлиять как-то на своих сотрудников. Дело в том, что в Белозёрке — единственном районном центре рядом с Херсоном – расположен сектор ГМС, в котором документы для приехавших из Крыма детей выдают в течение одного дня.

Конечно, в чем-то работников белозёрского паспортного стола можно понять. Ведь до оккупации они обслуживали значительно меньше людей и до 2014 года о них мало кто знал. Теперь же — выдавать или не выдавать документы — там решает сотрудница сектора. Если у неё хорошее настроение, она всё сделает. А если нет, то может обругать и сказать: «Как вы уже задолбали своим Крымом». И такое периодически там происходит. Каждый раз, когда туда приезжаю, я понимаю, что оформление документов на ребёнка в Белозёрке будет делом нелёгким. Если ещё до обеда там могут пообещать выдать их в течение дня, то уже после обеда начинают мотать нервы. Доходит до того, что родители порой в слезах мне звонят и просят повлиять на сотрудников этого паспортного стола.

Да, есть закон, в котором прописана выдача документов за один день, однако последнее слово всё равно остаётся за чиновником. Вдобавок вокруг подобных структур постоянно наблюдается скопление всевозможных дельцов, готовых за деньги сделать любые документы. Есть это и в Крыму, и в Херсонской области. Так, к каждому паспортному столу прикреплены «волонтеры», как они себя называют, помогающие за определённую плату вклеить фотографию в паспорт. Только берут они за это от 3000 до 5000 рублей.

Недавно с нами в Херсонскую область приезжала мама оформить документы на ребёнка. Посредники предлагали ей «помочь» за 2000 долларов, но она решила сделать все сама, и у нее все получилось. Кстати, в Крыму не все знают, что ID-паспорта в Украине выдаются с 14-летнего возраста. А на сайте миграционной службы нет никакой дорожной карты для крымчан. Они приезжают на материк, не зная, сколько им придётся ждать оформления тех или иных документов — один день или больше. А почему бы не создать условия для жителей оккупированных территорий и предоставить им информацию, чтобы они могли подобрать для себя наиболее подходящее место куда можно приехать, зная, что их там обслужат, после чего они смогут вернуться домой? Сегодня же это не работает. Поэтому задача моей организации — не быть посредниками между чиновниками и людьми, а сделать всё для того, чтобы последние имели возможность оформить необходимые документы без посторонней помощи.

Вы не подсчитывали скольким людям вам уже удалось помочь?

Около полуторам тысяч человек за два с половиной года оккупации.

Сегодня с вами приехала молодая пара из Симферополя оформить брак. Почему для них важно сделать это здесь, а не в Крыму?

Потому что они идентифицируют себя как граждане Украины и приоритетным для них является именно украинское законодательство. Кроме того, эта семья планирует иметь детей, которым потом будет значительно проще оформить необходимые документы. Ведь те мамы, которые выходят замуж по крымскому «законодательству» по приезду на материк сталкиваются с тем, что такие браки – вне закона. В российском свидетельстве о браке они записаны уже на другой фамилии, и им приходится через суд доказывать, что родившиеся у них дети действительно их.

Мы рассказываем людям о том, что в Украине можно зарегистрировать брак за один день. Да, стоимость этой услуги довольна высока. Однако это избавляет молодую пару от необходимости дважды выезжать на материк: для подачи заявки и для регистрации. Если посчитать все издержки, то дешевле выходит один раз потратиться на регистрацию брака по ускоренной процедуре.

Кроме этой пары сегодня с нами приехали дети получить свои первые паспорта. А вместо одной девочки из Симферополя приехала её мама. Сама она осталась дома, так как не может самостоятельно передвигаться (она — инвалид). Мама надеялась, что сможет получить паспорт за один день, но в Белозёрском районом секторе ГМС решили, что она сможет приехать ещё раз и забрать его позже.

Не опасно ли крымчанам приезжать сюда за документами? Чувствуют ли они после этого себя в безопасности дома?

Цель своего визита они не афишируют. Никто не говорит на админгранице, что едет оформлять паспорт или свидетельство о рождении. Лучше говорить «я еду в Макдональдс» или «я еду на рынок». Потому что говорить правду опасно. Тем более что крымская «власть» не признаёт украинские документы, выданные после их «референдума». Заявляют: «Вы же граждане России, чего поперлись в Украину за документами?» Но, хотя они их не признают, все равно при необходимости что-то оформить на полуострове часто требуют украинские документы. А если ты их потерял, то восстановить их уже нелегко.

Сегодня мы также вывозили из Крыма 28-летнего жителя Ялты, который вообще не имел никаких документов кроме нотариально заверенной копии паспорта, свидетельства о рождении и выданного ему в родном городе российского паспорта. В Представительстве Президента Украины в АР Крым ему посоветовали поехать в Ростов-на-Дону в украинское консульство и взять там талончик на возвращение. Парень так и сделал. Он пробыл в Ростове три недели, жил в хостеле, потратил 30 тысяч рублей, его ежедневно кормили обещаниями и в конечном итоге ничего так и не дали. Пришлось ему возвращаться назад в Ялту. Он был в отчаянии. За большие деньги ему начали предлагать нелегально переправить на материковую Украину. В конце концов он обратился ко мне и я предложила ему поехать вместе с нами без документов. Я предупредила украинских пограничников, что мне нужна помощь, что со мной будет человек без документов. Мы приехали на КПВВ и 2 часа спустя были свободны. Когда парень понял, что его пропустили, он расплакался. Признался, что ждал этого два года. Мы посадили его на киевский поезд: он хочет восстановить в столице паспорт и остаться там жить. Говорит, что не видит своего будущего на оккупированной территории.

Это одна история. А сколько в Крыму живет таких людей — в маленьких селах и городках, у которых нет больших денег, чтобы платить чиновникам, всевозможным посредникам и негодяям. Им ничего не остаётся кроме как жить в условиях оккупации. Хотя сегодня на полуострове люди опустились до такого уровня, что, проснувшись утром, думают лишь об одном: как накормить своих детей и чем закончится этот день.

А вам самой не страшно в Крыму?

Мне — нет. Мне и с самого начала не было страшно. Бояться должен тот, кто в чем-то виноват. А мне бояться нечего. Я у себя дома и никоим образом не соприкасаюсь с их законодательством. Я не хожу в их учреждения, не требую какого-то лояльного к себе отношения. Мне приходится только ходить там платить за коммуналку и покупать хлеб. Я живу в Крыму, потому что у меня там дом и бабушка. А свою пенсию по инвалидности я как получала всю жизнь в Украине, так тут и получаю.

И даже к врачам в Крыму не обращаетесь?

Нет, поскольку я не брала российское гражданство и не собираюсь этого делать. У меня есть своя страна, зачем мне какая-то другая?

Как много, по вашим ощущениям, проукраински настроенных людей в Крыму сегодня?

Такие люди есть в разных регионах полуострова. Те, кто изначально был «за Украину» только укрепились в своих убеждениях. А те, кто был против, пусть не так рьяно, но все больше выражают свое возмущение. Поскольку даже они видят разницу между тем что происходит сейчас с тем, что было раньше. Да и многое на полуострове стало хуже в разы: и образование, и медицина.

Что, по-вашему, Украина должна сделать, чтобы облегчить жизнь крымчан?

Я занимаюсь в основном административными услугами, но если копнуть глубже, то люди сталкиваются и с кучей других проблем: оформление наследства, недвижимости, транспорта, судебные разбирательства, расторжение браков. А есть ещё дети-сироты, которые вообще никому не нужны. Известно ли в Украине сколько на момент оккупации на полуострове осталось сирот? Россия всех их, никого ни о чём не спрашивая, сделала гражданами своей страны. Я не припомню ни одной ноты протеста от официального Киева и его беспокойства насчёт того, какая судьба сложилась у этих детей. Начали ли их усыновлять российские родители или, не дай Бог, вывозят ли их там кому-то на органы? Что происходит с ними по достижении совершеннолетия? Есть ли у них средства к существованию? Выделяют ли им жилье? Осознают ли в Украине, что для выживания им приходится ехать в «ЛНР» и «ДНР», чтобы за 18 000 рублей там воевать? После 3-5-месячной такой службы часть из них возвращается в Крым без рук и ног, и теперь ходят по Симферополю с нашивками «Армия Новороссии» просят милостыню.

В чем причина, по-вашему? В нежелании чиновников взять на себя ответственность или элементарное равнодушие?

Равнодушие вперемешку с безграмотностью. Знаете, до оккупации все мои познания о Херсоне сводились к тому, что здесь растут вкусные арбузы и помидоры. Впервые сюда я приехала уже после аннексии, когда Херсонщина в один момент стала центром вселенной для всего Крыма. На это сразу обратили внимание чиновники, почувствовавшие власть и возможность заработать.

Я не верю в то, что абсолютно все чиновники делают что-то для крымчан искренне и бескорыстно. Знаю, что в одном из паспортных столов без присутствия человека вам вклеют фотографию в паспорт за 1000 гривен. Что в одном из роддомов могут продать справку для крымских мам якобы там родился их ребенок. Это удобно: не придется потом обращаться в суд и выезжать из Крыма, чтобы получить свидетельство о рождении.

Естественно, на этом хорошо зарабатывают и в Крыму. Тамошние посредники много рассказывают о том, как сложно в Украине оформить какие-то документы. А люди им платят: за справочку $50, ещё за что-то $300. Херсон не остаётся в стороне. Поэтому мне кажется, что возврат Крыма не удобен и ему тоже. Потому что оккупация Крыма позволила Херсонщине расправить плечи. Тут это поняли. Ну классно ведь, когда каждый день приезжает по две-три машины из Крыма и каждому нужно что-то сделать!

Какими вы видите перспективы возвращения Крыма

Я не политик и могу ответить на вопрос с точки зрения жителя полуострова. Я не сомневаюсь в том, что Крым вернётся в Украину. Вопрос лишь в том — каким он вернётся?

В любом случае он сможет вернуться лишь когда РФ не сможет его содержать. Те, кто был за Россию – не передумают. Всех все устраивает: и РФ, и Украину. Почему мы на всех уровнях говорим о том, что часть нашей территории оккупирована, что идет война, но при этом торгуем со страной-агрессором? Да, Крым — не Донбасс, где совсем все ужасно. Но человек такое существо, которому на самом деле нужны лишь две вещи — безопасность и вовремя поесть. А Россия крымчанам все это пока дает сполна: ощущение безопасности и много еды.

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ

введіть свій коментар!
введіть тут своє ім'я